Долгое время Сергея Столярова считали эталоном мужской красоты, называли настоящим былинным богатырем и одним из самых популярных героев советских киносказок. За рубежом его признали одним из лучших актеров современности, а на родине несколько лет не давали сниматься на «Мосфильме».
Звания народного артиста он так и не дождался – Столяров преждевременно ушел из жизни накануне выхода этого указа.
Сергей Столяров
Сергей Столяров в фильме *Аэроград*. 1935
Никто не мог предположить, что он когда-нибудь станет актером. Сергей Столяров родился в 1911 г. в небольшой деревне Беззубово в многодетной семье лесника. Его отец погиб на войне в 1914 г., и с 5 лет Сергею пришлось помогать семье – он пас коров у зажиточного соседа. В 1919 г., когда началась продразверстка, они лишились всех запасов на зиму, и детей отправили к родственникам в Ташкент, но по дороге туда Сергей заболел тифом и остался в больнице в Курске. А оттуда его забрали в детдом. Там и решилась его дальнейшая судьба – один из педагогов организовал драмкружок, где Сергей часто выступал. О профессиональной карьере актера он тогда не задумывался – окончил ремесленное училище, работал в железнодорожном депо, но продолжал заниматься в театральной студии.
Сергей Столяров в молодости
Кадр из фильма *Космический рейс*, 1935
Когда Столярова призвали на военную службу, его распределили в Театр Красной Армии, а в 1934 г. он сыграл свою первую роль в кино. В этом фильме его заметил режиссер Григорий Александров и пригласил его на главную роль в свой фильм «Цирк». После этого актер буквально проснулся знаменитым. Когда его спрашивали об успехе этого фильма, он отвечал: «Ничего я не играл. Просто надел белый свитер. И в руки мне дали красный флаг». Когда после съемок расстреляли по нелепым обвинениям директора картины Дарского и главного оператора Нильсена, их имена были замазаны в титрах, а Столяров долго не мог понять и поверить в то, что эти люди могли быть «врагами народа». Он отказался прийти на премьерный показ «Цирка». Через время картину отправили на Всемирную выставку в Париж, но Столярова туда не пригласили. И после этого актеру запретили сниматься на «Мосфильме», где он не появлялся вплоть до 1953 г.
Сергей Столяров в фильме *Цирк*, 1936
Сергей Столяров и Любовь Орлова в фильме *Цирк*, 1936
Кадр из фильма *Цирк*, 1936
Интересно то, что при этом «неблагонадежный» Сергей Столяров стал прообразом мужской фигуры эмблемы киностудии «Мосфильм» – знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Хотя актер специально не позировал для этой работы, но Мухина лепила фигуру Рабочего именно с него.
Скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница*, ставшая эмблемой *Мосфильма*
Долгое время Сергею Столярову не давали играть роли положительных советских героев на «Мосфильме», зато его часто приглашали в киносказки «Союздетфильма», благодаря которым актер и прославился: «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Илья Муромец», «Садко» и др. Последний фильм получил «Серебряного льва» на Международном кинофестивале в Венеции. Актера называли настоящим сказочным русским богатырем. После этого во французском журнале «Синема» опубликовали список звезд мирового кино, среди которых упоминался только один советский актер – Сергей Столяров. А сам он, узнав об этом, говорил: «Да это ерунда. У нас есть Бабочкин, Черкасов, Симонов – вот кто должен быть в этом списке!»
Кадр из фильма *Василиса Прекрасная*, 1939
Сергей Столяров в фильме *Кащей Бессмертный*, 1944
Сын актера Кирилл, который тоже стал актером, говорил об отце: «Отрицательные роли ему как-то не давались. Ему не за что было «зацепиться» внутри, чтобы быть убедительным в роли негодяя. Характерные роли в театре были, а отрицательные – нет. Великим актером он себя никогда не считал… Однако при всей своей положительной внешности он никогда не играл ни начальников, ни секретарей обкомов. С ним трудно было фальшивить. Подкупить его орденом или благами нельзя – значит, Столяров неуправляемый, неизвестно, чего от него ожидать».
Сергей Столяров в фильме *Садко*, 1952
Кадр из фильма *Илья Муромец*, 1956
Его популярность тогда была огромной. Однажды в 1953 г. Столярова на улице остановил парень, заявил о том, что он тоже мечтает стать артистом, собирается поступать в театральный, попросил его прослушать и тут же принялся декламировать басню Крылова. Столяров пригласил его к себе в гости и дал несколько советов, как нужно вести себя на экзаменах. Этот парень навсегда запомнил эту встречу и часто рассказывал о ней уже потом, спустя годы, когда стал знаменитым актером Валентином Гафтом.
Главный богатырь советского кино Сергей Столяров
В 1960-х гг. Столяров снимался мало. И руководство Театра киноактера обвинило его в том, что он не выполняет положенную норму, из-за чего актера уволили. Из-за этого инцидента он сильно переживал, что серьезно подорвало его здоровье. Столяров мечтал снять фильм по собственному сценарию, «Когда расходится туман». Но осуществить эти планы он так и не успел.
Кадр из фильма *Человек меняет кожу*, 1959
В 1968 г. у актера начала опухать нога. Поначалу он не придал этому значения, но она беспокоила его все больше, и он прошел обследование. Врачи обнаружили у него рак. Многие знакомые актера говорили, что его настигла «болезнь от огорчения». Осенью 1969 г. его состояние резко ухудшилось, и 9 декабря Сергей Столяров ушел из жизни в возрасте 58 лет, так и не узнав о том, что спустя несколько дней ему было присвоено звание народного артиста.
Сергей Столяров в фильме *Год, как жизнь*, 1965
Комментарии (0)