Ирина Абдуррезаевна Азер
Ири́на Абдурреза́евна (Ирэ́н Абду́р-Реза́евна) Азе́р (род. 19 или 18 сентября 1949) — актриса советского кино
Ирина Азер родилась 19 сентября 1949 года в Баку, столице Азербайджанской ССР. Как рассказывали в документальном фильме об актрисе «Последняя любовь Генки Ляпишева», её отец — польский летчик, который после войны работал в Баку испытателем на военном аэродроме, но вынужден был вернуться на родину, успев дать дочери имя Ирэн. Мать — Лилия Георгиевна, казачка, участница Великой Отечественной войны.
Своими необычными фамилией и отчеством она обязана отчиму Резе Азеру. По словам самой Ирины, её отчим принадлежал к богатейшему иранскому роду. Реза Азер был известным генералом, личным врагом последнего иранского шахиншаха Мохаммеда Резы Пехлеви и политическим эмигрантом, нашедшим прибежище в СССР, в Баку. Здесь он жил в резиденции бывших богачей и выкопал перед домом роскошный бассейн для своей любимой падчерицы Ирэн.
Будущая звезда советского кино начала трудиться, когда ей исполнилось всего 14 лет. Отчим похлопотал, чтобы ее приняли манекенщицей на предприятие «Союзмехторг». Однако режим работы не был щадящим: нужно было ходить по подиуму 12 часов в сутки, и спустя некоторое время девочка уже не могла выдерживать такого «плотного» графика.
Именно тогда к ней пришло осознание, чего хочется больше всего от жизни. Ирен заявила, что станет знаменитой киноактрисой.
Уже находясь в российской столице, юная леди Ирен Азер, фильмы с участием которой посмотрели миллионы советских зрителей, стала студенткой ВГИКа. Она попала на курс к самому Сергею Герасимову. Примечательно, что одна из школьных подруг будущей звезды заявила, что Ирен попала в мастерскую великого режиссера, что называется, «по блату»: позвонили-де из Лубянки и все устроили. Герасимов, не скрывая досады, был вынужден пойти на компромисс с чекистами. Вместе с Азер азы актерского мастерства постигали ее сокурсники: Наталья Бондарчук, Николай Еременко, Наталья Белохвостикова, Вадим Спиридонов.
Начинающая актриса смогла доказать педагогам, что у нее есть немалый талант к лицедейству. В студенческие годы ее приглашали участвовать в курсовых и дипломных кинолентах. Уже на третьем курсе она смогла похвастать, что снималась в кино. Речь идет о картине режиссера Валерия Рубинчика «Красный агитатор Трофим Глушков» (1969) и фильме Сергея Герасимова «У озера» (1970). Однако это были роли второго плана.
«Пробным шаром» Ирен Айзер в кинематографе следует считать ее работу в детской комедии «Внимание, черепаха!» (1970), которую снял небезызвестный Ролан Быков.
Яркий образ Тани достался Ирен в популярной эпической кинокартине «Освобождение» (1970-1972), снятой талантливым режиссером Юрием Озеровым
После «Освобождения» популярность актрисы растет благодаря еще одному шедевру советского кинематографа – фильму «Большая перемена» (1972-1973), который снял Алексей Коренев. Ирен Азер утверждают на роль Люськи – любимой девушки Геннадия Ляпишева. Блондинка мешает ученику вечерней школы «грызть гранит науки», отвлекая его танцами. В финале картины она сама приходит учиться в то же учебное заведение, что и ее молодой человек.
Период 70-80-х годов прошлого столетия можно считать расцветом карьеры Ирен Азер. Фильмография актрисы сегодня насчитывает более тридцати работ в кино. Зрителю, кроме вышеуказанных ролей, она запомнилась по фильмам: «Дорогой мальчик «(1974) режиссера А. Стефановича, «Горожане» (1975) В. Роговой, «Не стреляйте в белых лебедей» (1980) Р. Нахапетова и многим другим.
Помимо многочисленных работ на съемочной площадке Ирина Азер была участницей популярных телевизионных проектов.
В частности, режиссер Георгий Зелинский пригласил ее сняться в юмористическом авторском шоу «Кабачок 13 стульев». В 1977 году девушка приняла участие в телеспектакле по мотивам рассказа О. Генри «Джентельмены, которым не повезло», постановкой которого занимался режиссер Василий Давидчук.
В перестроечный период Ирен Азер продолжала сниматься в кино. В период с 1986 по 1991 годы она поработала в семи кинолентах. Последними ее фильмами стали: «Имитатор» (1990) режиссера Олега Фиалко и «Графиня» (1991) Дмитрия Шинкаренко. После распада СССР актриса ушла из большого кино.
Конечно же, Ирен Азер – актриса, за которой закрепился статус «советской Мэрилин Монро», – полностью состоялась в своей профессии. Однако ее карьера оборвалась в тот момент, когда можно было играть, играть и еще раз играть. А былую славу уже не вернешь. Вместе с тем актриса считает себя абсолютно счастливым человеком, а такие знаки отличия и титулы, как «заслуженная» или «народная», по её словам, далеко не всегда отражают это ощущение. «Главное, чтобы совесть была чиста: только так человек может реализовать себя в максимальной степени», - заявляет Ирен Азер. С такой точкой зрения нельзя не согласиться.
Источник:
Комментарии (0)