28 июня исполнилось 70 лет российскому режиссеру, сценаристу и продюсеру Сергею Бодрову. Одной из самых известных его работ стал фильм «Кавказский пленник», который был кинодебютом его сына, Сергея Бодрова-младшего.
Съемки проходили в Дагестане, и однажды съемочная группа едва не повторила судьбу героев фильма и чуть не угодила в плен.
Фильм *Кавказский пленник* стал призером на нескольких кинофестивалях
Фильм «Кавказский пленник» режиссер Сергей Бодров называет вольной интерпретацией одноименного произведения Льва Толстого. Действие происходит во время Первой чеченской войны, но на самом деле это авторская параллель на войну в Чечне в ХІХ в. На самом деле сценарий был написан за полгода до чеченских событий и оказался пророческим. Съемки проходили в Дагестане и Казахстане. Олег Меньшиков говорил: «Что касается «Кавказского пленника», то сохранилось только название классического произведения, а действие перенесено в наши дни. Идет война на Кавказе, но не конкретизируется, какая именно. Мы все делаем вид, что далеки от этого, от этой войны. Как сказал Достоевский, «ко всему человек-подлец привыкает». Так вот, не хотелось бы, чтобы мы к этому привыкали».
Олег Меньшиков и Сергей Бодров-младший в фильме *Кавказский пленник*, 1996
Кадр из фильма *Кавказский пленник*, 1996
Бодров-старший долгое время не мог найти актера на роль Вани Жилина. На вторую главную роль был утвержден Олег Меньшиков, и его партнер не должен был ему уступать, но в то же время – быть его полной противоположностью. Режиссер не планировал снимать в фильме своего сына – он отправился вместе с ним на съемки в качестве ассистента. Дело в том, что Бодров-младший не был профессиональным актером: когда после школы он задумался о том, куда поступать, отец посоветовал ему не идти во ВГИК, если он не чувствует в себе «огонька», необходимого для актерской профессии. И Сергей поступил на отделение истории искусства исторического факультета МГУ. После окончания учебы он поступил в аспирантуру и в 1998 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Архитектура в венецианской живописи эпохи Возрождения». Дважды он снялся в эпизодических ролях, а дебют в главной роли состоялся в «Кавказском пленнике».
Сергей Бодров-младший в фильме *Кавказский пленник*, 1996
Процесс работы над фильмом настолько увлек Бодрова-младшего, что он сам предложил отцу попробовать его на роль Жилина. Пробы прошли успешно, и режиссер пошел на риск, который в конечном итоге оказался абсолютно оправданным: фильм состоялся во многом благодаря необычному дуэту мэтра Меньшикова и непрофессионала Бодрова. В результате дебютант получил награду «За лучшую мужскую роль» на фестивалях «Кинотавр» и «Ника», а также приз за лучший дебют Международного кинофестиваля «Балтийская жемчужина» и приз кинопрессы лучшему актеру года. Кроме того, фильм в 1997 г. заслужил Государственную премию России и был номинирован на «Оскар».
Фильм, который стал дебютом Сергея Бодрова-младшего
Сергей Бодров-младший и Олег Меньшиков в фильме *Кавказский пленник*, 1996
Несмотря на громкий успех своей первой работы, Сергей Бодров-младший не планировал в дальнейшем связывать свою судьбу с актерской профессией и неоднократно заявлял: «Я всегда и везде говорю: «Я не артист». А мне: «Нет, вы артист!». А я: «Артист – это совсем другое. Это другие люди, другая конституция. Роль для меня – это не профессия, это поступок, который совершаешь». А по поводу своего участия в съемках «Кавказского пленника» говорил: «Мне искренне казалось тогда, что это всё чудовищно. Я видел себя на экране в рабочих материалах и думал только о том, что кино и актерство – это не моё дело». Однако на сочинском кинофестивале в 1996 г. состоялась судьбоносная для молодого актера встреча, которая определила его дальнейшую судьбу: он познакомился с режиссером Алексеем Балабановым, который, посмотрев «Кавказского пленника», тут же принялся за написание сценария «Брата». Еще до его завершения он заручился согласием Бодрова на участие в проекте, ставшем впоследствии его визитной карточкой.
Кадр из фильма *Кавказский пленник*, 1996
Бытовые условия на съемках были близки к походным. Съемки проходили высоко в горах, в дагестанском ауле Рича, одном из самых старых аулов в мире. Режиссер переживал по поводу того, что Меньшиков, который до этого жил и работал в Лондоне, откажется сниматься в таких условиях, но тот ни разу не пожаловался на недостаток комфорта. Только по возвращении в Москву режиссер узнал о том, что у актера тогда началось обострение язвы, но в Дагестане Меньшиков об этом не обмолвился ни словом.
Олег Меньшиков в фильме *Кавказский пленник*, 1996
Олег Меньшиков и Сергей Бодров-младший в фильме *Кавказский пленник*, 1996
Перед самым началом съемок режиссер повез актеров в госпиталь Бурденко, чтобы они там пообщались с ранеными из Чечни. Бодрова-младшего там сразу приняли за «своего»: «Парень, а ты у нас в госпитале случайно не лежал?»
Сергей Бодров-младший в фильме *Кавказский пленник*, 1996
Олег Меньшиков в фильме *Кавказский пленник*, 1996
Когда съемки фильма подходили к концу, вся съемочная группа едва не оказалась в заложниках. Позже режиссер рассказывал: «Когда мы приехали в Дагестан, нам выделили охрану из трех человек, местных. И вот однажды в руки этих охранников попала одна московская газета, в которой было написано, что на фильм Бодрова потрачено полтора миллиона долларов. Они пришли ко мне и потребовали выкуп в 50 тысяч. Иначе, сказали, живым никто из вас отсюда не уедет. Один из них сказал: признайся честно, если все в газете вранье и у вас совсем нет никаких денег, мы сейчас же от вас отстанем. Я не мог ему соврать. Конечно, какие-то деньги у нас с собой были. Группу лихорадило. Администратор договаривался и торговался. Сошлись на пяти тысячах долларов, и охранники тотчас же бесследно исчезли. На другой день объявилась милиция. Но преследовать вымогателей уже не было смысла. Кстати, старший брат одного из охранников приходил извиняться. Потом пригласил в гости, угощал и опять извинялся».
Олег Меньшиков и Сергей Бодров-младший в фильме *Кавказский пленник*, 1996
Режиссер всегда подчеркивал, что не ставил своей задачей снять фильм на злобу дня, и уж тем более очень далек от спекуляций на теме войны и от ее романтизации и героизации: «Хотя я не устаю повторять, что не хочу, чтобы мою картину воспринимали как отклик на чеченскую войну, потому что отклик – не дело режиссера, но должен признать, что есть какой-то очень сложный для меня момент в том, как соединились фильм и эта война. Для меня война в Чечне – это бессмыслица и глупость, и гибнут неизвестно ради чего… Если говорить о моей этической позиции, то ее можно сформулировать очень просто: для меня в такой войне нет правых и виноватых – все и правы, и виноваты одновременно».
Кадр из фильма *Кавказский пленник*, 1996
Комментарии (0)