6 лет назад не стало легендарного советского режиссера Татьяны Лиозновой. Даже если бы она сняла всего один из всех своих фильмов, ее имя вошло бы в историю кинематографа: «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Мы, нижеподписавшиеся», «Карнавал» – все ее работы до сих пор пользуются неизменным успехом у зрителей. Фильм «Три тополя на Плющихе» стал классикой советского кино благодаря трем составляющим – мастерству режиссера, прекрасной музыке Пахмутовой (именно после этого фильма песня «Опустела без тебя земля…» стала хитом) и блестящей игре Олега Ефремова и Татьяны Дорониной, с которой у Лиозновой во время съемок возникало немало разногласий.
Вячеслав Шалевич и Татьяна Доронина в фильме *Три тополя на Плющихе*, 1967
Во всех работах Татьяны Лиозновой одним из главных героев всегда становится музыка – песни из ее фильмов завоевывают не меньшую, если не большую популярность, чем сами фильмы. А «Три тополя на Плющихе» и вовсе родились из одной песни. Лиознова рассказывала: «Меня необычайно вдохновляет музыка. Некоторые из моих картин в буквальном смысле родились благодаря песням. «Три тополя» – как раз тот самый случай. Я услышала песню Пахмутовой «Нежность», когда она ещё не была, как вы говорите, хитом. Песня меня тогда захватила. Я стала придумывать разные истории, в контексте которых эта песня могла прозвучать. Делала какие-то наброски. Но это всё не попадало в тональность. Наконец, однажды я прочитала рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». Сразу поняла – история найдена! Хотя потом я ещё долго допридумывала, что представляет собой главная героиня, какая у неё жизнь, дом…».
Олег Ефремов в фильме *Три тополя на Плющихе*, 1967
Рассказ Борщаговского лег в основу киносценария, хотя Шаболовку режиссер решила заменить на Плющиху: дело в том, что уже тогда все знали, что на Шаболовке находится телецентр, и это вызывало у зрителей дополнительные ассоциации, не имевшие к фильму никакого отношения. Съемки действительно проходили рядом с Плющихой – в настоящей квартире жилого дома №5 на Ростовской набережной.
Никто из актеров, приглашенных на главные роли, с первого раза не ответил согласием. Вячеслав Шалевич, сыгравший мужа Нюры, категорически не хотел снова появляться на экране в образе отрицательного персонажа, но в конце концов все же поддался на уговоры режиссера. А Татьяна Доронина дала свое согласие, когда увидела свои фотопробы: «Я увидела фотографии – они были очень живые. Полное отсутствие какого-либо украшательства было обаятельно и неожиданно. Потому что, когда снимают крестьянок или колхозниц, не считают нужным убирать накрашенные губы, подведённые глаза… А это надо делать. Это совершенно особая страна под названием «Русская женщина».
Татьяна Доронина в роли Нюры в фильме *Три тополя на Плющихе*
И у Лиозновой, и у Дорониной были очень непростые характеры, и их совместную работу коллеги восприняли, как битву титанов. Как-то в интервью режиссер рассказывала, что однажды во время съемок Доронина довела ее до приступа. Серьезных конфликтов удалось избежать только потому, что режиссеру пришлось уступить строптивой актрисе. Лиознова была настоящим профессионалом своего дела и могла пожертвовать личными принципами во имя результата работы. Ее друг Вячеслав Шмыров признавался: «Мне кажется, Татьяна Доронина была единственной силищей, мощным характером, перед которым Лиознова пасовала. И Доронина была единственным человеком, которому она однажды уступила. В фильме должна была быть сцена приезда Нюры в Москву – вагоны, паровозы, вокзал… Героиня Дорониной должна была выйти на перрон, купить мороженое и съесть его. Но когда дошло до съемок, Доронина неожиданно для всех отказалась сниматься. Когда Лиознова пошла выяснять, что случилось, Татьяна Васильевна с вызовом заявила: «А вы разве не знаете, что я не люблю мороженое?» На эту сцену смотрела вся группа, это было крушением лиозновской диктатуры. Лиознова поняла, что сейчас одно из двух: она потеряет либо Доронину, либо авторитет в съемочной группе. И она предпочла потерять авторитет – отказалась от съемок этой сцены».
Олег Ефремов в фильме *Три тополя на Плющихе*
Несмотря на то, что Пахмутова дала согласие на использование своей песни в фильме, она долгое время отказывалась писать к нему музыку – ей не понравилась идея картины. И только после того, как Лиознова показала ей фрагменты отснятого материала, согласилась, заявив, что делает это только из-за крупных планов блистательного Олега Ефремова.
Многие сомневались в успехе фильма из-за отсутствия в нем увлекательного сюжета и перипетий, а режиссер возлагала на него большие надежды и надеялась на то, что зрители поймут ее замысел: «Как часто некоторые проживают жизнь, так и не раскрыв тех душевных богатств, которые в них таятся! И жизнь проходит… В картине нам и хотелось поразмышлять о мудрости и доброте, о способности человека видеть, что центр мироздания не только в его доме, ибо лишь понимание этого делает нашу жизнь интересной и неинтересной».
Работа над фильмом была завершена в 1967 г., а на экраны он вышел в 1968 г. За один год его посмотрели 26 млн зрителей. В 1970 г. Дорониной присудили премию за лучшую женскую роль на IV Всесоюзном кинофестивале в Минске. В 2011 г. вышла цветная версия этого фильма, что спровоцировало новый всплеск интереса к нему.
Комментарии (7)