В 1970-х гг. песни в ее исполнении знал весь Союз – «Где-то на белом свете…», «Помоги мне», «Лесной олень». Голос Аиды Ведищевой знали все, но сама певица всегда оставалась за кадром.
Ей все время чинили препятствия: не указывали в титрах фильмов, отменяли концерты, не пускали на телевидение. И в результате она была вынуждена принять решение, которое разделило ее жизнь на две части…
Аида Ведищева (Ида Вайс) в молодости
Певица Аида Ведищева
Настоящее имя Аиды Семеновны Ведищевой – Ида Соломоновна Вайс. Она родилась в семье врачей в Казани, отец был евреем, а мать – русской. Оба хотели, чтобы дочь продолжила семейную традицию и поступила в медицинский, но та с детства мечтала стать артисткой. После школы она окончила Институт иностранных языков в Иркутске, где семья жила на тот момент, а потом отправилась в Москву поступать в Щепкинское училище. Приемную комиссию девушка не впечатлила, но благодаря неординарным вокальным данным ее приняли в оркестр Олега Лундстрема.
Аида Ведищева на сцене
Аида Ведищева (Ида Вайс) в молодости
Во второй половине 1960-х гг. голос Аиды Ведищевой узнал весь Союз. Это произошло благодаря комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой прозвучала «Песенка о медведях» («Где-то на белом свете…») в исполнении Ведищевой. Пластинка с этой записью в первые же дни разошлась тиражом в 7 млн экземпляров. Однако телевизионному руководству слова безобидной песни показались вульгарными: первоначальный вариант «чешут медведи спины о земную ось» показался худсовету неприемлемым (почему чешут? У них блохи? Как-то это неэстетично). Все шишки полетели на исполнительницу, а не на авторов песни – заслуженных деятелей культуры Александра Зацепина и Леонида Дербенева. В результате в титрах фильма имя певицы указано не было.
Певица со вторым мужем, руководителем ансамбля *Мелотон* Борисом Дверником
Спустя год Ведищева исполнила композицию «Гуси, гуси» на музыкальном фестивале в Сопоте, а затем спела знаменитую песню «Вулкан страстей» («Помоги мне») в фильме «Бриллиантовая рука». И снова навлекла на себя гнев руководства: министру культуры Фурцевой песня показалась безыдейной и вульгарной, и певица получила телеграмму с требованием «прекратить это безобразие».
Исполнительница шлягеров из легендарных советских фильмов
Пластинка Аиды Ведищевой
Несмотря на недовольство властей, у простых слушателей песни Аиды Ведищевой пользовались невероятной популярностью: «Лесной олень» из комедии «Ох уж эта Настя!», «Пусть говорят» из фильма «Три плюс два», «Чунга-чанга» из мультфильма «Катерок», «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка».
Пластинка Аиды Ведищевой
Пластинка Аиды Ведищевой
Власти продолжали ей чинить препятствия: отменяли запланированные концерты, не давали выступать на телевидении, не выпускали с гастролями за границу. Исследователи ее творчества одной из вероятных причин этого называют антисемитизм руководителя Гостелерадио С. Лапина. Другой причиной считают ее выступление в Сопоте в 1968 г. – в тот момент, когда советские войска вошли в Чехословакию. Позже Аида Ведищева вспоминала: «И вот представьте: в один из конкурсных дней по местному радио объявляют: «Советские войска вошли в Прагу». Что тут началось! Карел Готт со словами «Я не могу петь, когда Родина в опасности», покинул конкурс. Мне было так скверно, так стыдно, будто в этом вводе войск была моя личная вина! А тут еще из Москвы посыпались начальственные звонки: «Ведищевой – не петь!» Власти боялись, что из солидарности к чехам представительницу Советского Союза публика освистает. Но я ослушалась. Выступила. И спела вместо одной песни несколько. Причем пару песен Володи Шаинского, который, как оказалось, в то время был у властей не в чести. Вопреки политической заварухе, встретили меня великолепно, вызывали на «бис» и по результатам конкурса наградили второй премией. А в это время в Москве министру культуры Фурцевой уже докладывали о моей выходке. Так я и попала в черный список».
Аида Ведищева
Певице посчастливилось работать с лучшими музыкальными коллективами страны: она была участницей Харьковской и Орловской филармоний, выступала с оркестрами Лундстрема и Утесова, с ансамблями «Мелотон» и «Голубые гитары». Однако реализовать все свои творческие планы ей так и не удалось. С ансамблем «Мелотон» она поставила эстрадный театрализованный спектакль «Поющие новеллы», но формат мюзикла вызвал недовольство советских чиновников – в этом усмотрели влияние Запада. Спустя 8 месяцев у певицы забрали ее музыкальный коллектив, она создала новый, но и его постигла та же участь. «Тогда я сказала себе: «Все, хватит! Больше у меня никто ничего не отберет, никто меня не бросит и не предаст!», – вспоминала Аида Ведищева.
Певица Аида Ведищева
В середине 1970-х гг. имя певицы исчезло из титров всех фильмов и мультфильмов, в которых она исполняла песни, видеопленки и аудиозаписи были размагничены и уничтожены. И на пороге 40-летия Аида Ведищева решилась на отчаянный шаг: начать новую жизнь в эмиграции. Это решение далось ей непросто, но возможности работать в СССР у нее не было. Она говорила: «У меня просто не было другого выхода. Я понимала: если останусь – это будет моей творческой смертью».
Исполнительница шлягеров из легендарных советских фильмов
С 1980 г. для певицы начался новый отсчет времени, ее вторая жизнь – вместе с мужем, матерью и сыном она уехала в США. Начинать пришлось буквально с нуля: Ведищева поступила в театральный колледж и в течение 4-х лет изучала американское театральное искусство, подрабатывая медсестрой. Сначала она жила в Нью-Йорке, затем переехала в Лос-Анджелес. Сразу после переезда из СССР она перекрасилась в блондинку и взяла сценическое имя Amazing Aida – «Удивительна Аида». Так родилась новая певица.
Певица с третьим мужем-миллионером
Уже спустя 2 года после эмиграции Ведищева подготовила сольную программу и объездила с гастролями почти всю Америку. Позже она создала собственный театр и свое телешоу, написала и поставила мюзикл, и хотя среди представителей русской эмиграции певица пользовалась популярностью, все же большого успеха в США ей добиться не удалось. Побывать на родине Ведищева смогла только после перестройки, и начиная с 1989 г. приезжала сюда довольно часто.
Певица с четвертым мужем, Наимом, и поэтессой Л. Воропаевой
Личная жизнь Аиды Ведищевой тоже была полна крутых поворотов. Она была замужем 4 раза: ее первым мужем стал известный артист цирка Вячеслав Ведищев, под фамилией которого и прославилась певица. Второй муж Борис Дверник был руководителем ансамбля «Мелотон». Они расстались сразу после эмиграции в США. В третий раз певица вышла замуж за американского миллионера польского происхождения Джея Маркоффа. Аида ушла от него из-за того, что он ограничивал ее творческую свободу и был против концертной деятельности. А четвертый муж, израильский бизнесмен Наим Беджим стал ее ангелом-хранителем, когда в 1990-х гг. у нее диагностировали рак третьей степени. Он помог ей одолеть болезнь и прийти в себя после операции и курсов химиотерапии. Певица говорила: «У меня принцип: я в жизни не бегала за мужчинами и деньгами. Поэтому они всегда у меня были».
Певица Аида Ведищева
На данный момент 77-летняя певица все так же живет в Америке, несколько раз она участвовала в фестивале «Золотой шлягер» в Могилеве в качестве гостя и члена жюри. О себе она говорит: «Судьба моя совершенно удивительна. Не побоюсь сказать, что за одну свою жизнь я прожила две».
Комментарии (0)