Заклунная Валерия Гаврииловна
Вале́рия Гаврии́ловна Заклу́нная (Заклунная-Мироненко; укр. Заклунна-Мироненко Валерія Гавриїлівна; 1942 — 2016) — советская и украинская актриса театра и кино. Народная артистка УССР (1979). Народная артистка РФ (2004). Лауреат Государственной премии СССР (1979)
Валерия Гаврииловна Заклунная родилась в Сталинграде 15 августа 1942 года. Что случилось вскоре после этого, отгадать несложно: мать новорожденной Валерии, Маргариту Степановну, вместе с дочерью эвакуировали в город Энгельс (Саратовская область). Родители передали своей дочери украинскую национальность: отец жил в Киевской области, а мать – под Полтавой.
В 1950 году семейство Заклунных решило перебраться на свою родину и переехало в Киев. Юная Лера училась в 51-ой городской школе, росла умной, любознательной, послушной и всесторонне развитой девочкой. Как актриса будет вспоминать впоследствии, в детстве у нее постоянно менялись представления о том, кем она хочет стать (однажды девочка даже решила, что непременно станет летчицей). Однако об актерской карьере она даже не задумывалась.
Из-за своих многочисленных увлечений девочка с удовольствием записывалась в кружки по интересам, работавшие при школе: от домоводческого до чтецкого. Школьница играла в волейбол и даже занималась гимнастикой. А, когда Валерия познакомилась с педагогом Любовью Григорьевной Шах, она загорелась идеей поступить в театральную студию, открывшуюся при Дворце Культуры МВД.
В подростковом возрасте девушка самозабвенно играла различные роли, но по-прежнему не предполагала, что когда-то актерство сможет стать ее основной профессией. Настоящий театр представлялся ей какой-то закрытой областью, чем-то особенным. Лера была уверена, что туда попадают только уникальные личности, а себя к ним она не причисляла. И похвала Любови Шах и Павла Росси, несмотря на авторитет последних, ничего для нее не меняла.
После окончания школы Валерия Заклунная без лишних раздумий поступила в Техникум водного транспорта, а после его окончания в 1961 году получила должность чертежника-конструктора на предприятии при киевском НИИ «Квант». Работа была безумно интересна юной девушке. Конструкторский отдел, в котором трудилась Валерия, занимался разработкой приборов для космического корабля Юрия Гагарина. Когда Юрий Алексеевич вышел в Космос, Заклунная плакала, осознавая, что в его корабле есть и ее деталька, результат ее скромного труда.
Таким образом, в молодости Валерию Гаврииловну более чем устраивала профессия конструктора, и, возможно, она бы работала на каком-нибудь предприятии и сейчас, если бы не одна случайность.
Раз в десятилетие представители известной московской Школы-студии МХАТ отправлялись в различные города СССР в поисках потенциально талантливых студентов. Любовь Шах настоятельно рекомендовала Лере пойти на просмотр, и Заклунная сходила, воспринимая всю эту затею, как шутку.
А вот жюри вовсе не смеялось. Комиссия из МХАТ была поражена талантом Валерии и настоятельно рекомендовала ей ехать в столицу – поступать в театральный. Девушка решила не искушать судьбу и отправилась в Москву. Во МХАТ она поступила с первой попытки и в 1966 году успешно завершила обучение в школе-студии. Впоследствии Заклунная признавалась, что рассказы коллег о том, как они бредили сценой и несколько раз пытались поступить в театральный, казались ей довольно странными. У нее-то все получилось шутя.
В том же 1966 году Валерия Гаврииловна вернулась в Киев и начала работать в Киевском академическом русском драматическом театре им. Леси Украинки. Далеко не каждая начинающая актриса поступила бы также: Заклунной предлагали идти работать в Театр Пушкина, Театр Станиславского. Однако девушка даже не думала оставаться в Москве, так как вовсе не считала, что именно здесь ее ждет оглушительный успех. Да и Киев, где Русской драмой в тот момент руководил Юрий Лавров, вовсе не был периферией в понимании Валерии.
Первая же роль, которую получила Заклунная в театре, оказалась более чем серьезной. Девушка играла Катю в спектакле по эпопее «Хождение по мукам» Алексея Толстого. Это непростая постановка и непростой персонаж, однако сама актриса считает, что ей очень повезло начать творческий путь с такой серьезной работы, а не со съемок на телевидении или в видеоклипах.
Валерия Гаврииловна проработала в Киевском драматическом театре им. Леси Украинки практически до самой своей смерти, несмотря на болезнь. В общей сложности она сыграла на подмостках театра более сорока ролей. Еще при жизни Заклунная стала настоящей легендой Театра имени Леси Украинки, доказав, что для успеха театральной актрисе вовсе не обязательно жить и работать в Москве.
Валерия всегда была эффектной женщиной, а ее рост и вес позволяли ей играть как молодых девушек, так и персонажей в возрасте. Последние удавались актрисе особенно удачно: глядя на то, как она вживается в образ 70-летней старухи, сложно было поверить, что это та же женщина, которая весело улыбается на фото.
Когда Заклунная действительно достигла пенсионного возраста, многие стали отмечать ее внешнее сходство с актрисой Ольгой Матешко.
Слава об одаренной киевлянке гремела на весь Советский Союз, и вскоре к Валерии Гаврииловне в ее «провинциальный» Киев стали съезжаться лучшие режиссеры со всей страны.
Самые известные фильмы с участием актрисы вышли в 70-80-ые годы двадцатого века. Это «Особо важное задание»
«Любовь земная»
«Фронт за линией фронта»
«Место встречи изменить нельзя»
В небе «ночные ведьмы»
Фронт в тылу врага и многие другие картины.
Валерия Гаврииловна всегда была прямолинейным человеком и не стеснялась говорить о том, что думает на самом деле. Хорошо известны ее цитаты о России, о Майдане, о Крыме. Актриса тяжело переживала развал СССР и последующие события в политической жизни России и Украины, особенно расстраиваясь из-за враждебного отношения друг к другу некогда братских народов.
Скончалась утром 22 октября 2016 года в Киеве, в клинической больнице «Феофания». Церемония прощания с актрисой прошла 25 октября 2016 года в помещении Киевского академического русского драматического театра им. Леси Украинки. Похоронена на Байковом кладбище рядом со своим третьим мужем Александром Мироненко.
Источник:
Комментарии (2)