Сегодня фамилия «Боярский», наверное, знакома каждому жителю нашей страны. Многие, когда слышат ее, непременно представляют себе д’Артаньяна из известного фильма 1978 года. Однако, кроме Михаила, в семье Боярских был и еще один актер.
К сожалению, Александр Боярский не успел добиться той славы, которую в последующем обрел его младший брат.
Детство.
У Михаила и Александра Боярских был общий отец, но разные матери. Александр родился в 1938 году в семье Сергея Боярского и его жены, уроженки Латвии, Эльги. Оба супруга впоследствии стали известными артистами: выступали на сценах ленинградских театров, снимались в кино. Но тогда, когда на свет появился сын, Сергей и Эльга находились в самом начале актерской карьеры. Глава семьи еще учился в одной из театральных студий северной столицы.
Чета Боярских благополучно пережила войну, но через 2 года после победы Эльгу отправили в ссылку в Казахстан. Вместе с матерью покинул Ленинград и 9-летний Александр. Вскоре Эльга и Сергей развелись. Боярский-старший женился во второй раз. Его избранницей снова стала актриса, Екатерина Мелентьева. Именно в этом браке и появился на свет Михаил.Нативная реклама Relap
У отца в Ленинграде
Через несколько месяцев Эльга Боярская уехала с сыном в Латвию. Они обосновались в Елгаве. Остаток детства мальчик провел без отца. Лишь через много лет Александр вновь встретился с Сергеем Александровичем, который сам приехал к сыну.
Когда в 1956 году молодой человек окончил школу, он сразу отправился в Ленинград для того, чтобы поступить в театральный институт. Однако с первого раза сделать это не удалось: у Александра оказалась неподходящая дикция. Он пошел работать грузчиком, а все свободное время посвящал постановке правильной речи. На следующий год его все-таки приняли в вуз.
Все это время Александр жил в новой семье своего отца Сергея Боярского и очень сдружился с младшим братом. Как признавался в многочисленных интервью Михаил Сергеевич, начитанный, умный и веселый Александр стал для него настоящим авторитетом.
Работа в театре.
Выпускник театрального училища устроился на работу в театр Ленсовета, где в свое время играл его отец Сергей. Там молодой актер трудился под руководством И. Владимирова. Спустя некоторое время Александр Боярский сменил театр Ленсовета на Александрийский. Именно здесь, в Российском государственном академическом театре драмы, он служил до 1963 года.
Молодой актер подавал большие надежды. Коллеги, работавшие с ним, отмечали трудоспособность Александра и его умение перевоплощаться на сцене. С 1964 года Александр Боярский жил в Латвии и служил в Рижском театре русской драмы, которым руководил замечательный режиссер Аркадий Кац. Именно он рассмотрел незаурядный талант Боярского и пригласил его на работу в свой театр.
Здесь наш герой сыграл около 30 ролей, каждой из которых отдавался по полной. Александр говорил, что каждой своей работой хочет подчеркнуть роль интеллигенции в жизни человека. Она, отмечал актер, заключается не в образовании или социальном статусе, а в чистоте души и помыслов.
Среди наиболее ярких работ актера Александра Сергеевича Боярского критики выделяют роль Димы (официанта) в постановке А. Вампилова «Утиная охота». К последним работам нашего героя относится главная роль в спектакле «Преступление и наказание» (по Достоевскому). В рецензии на спектакль критики отмечали игру Боярского, называя его «мыслящим, интеллигентным и увлеченным ролью художником», которому своей игрой удалось раскрыть всю сложность человеческой психики.
Работа в кино.
В кино Александр Боярский снимался не так активно. В его портфолио всего 7 кинокартин, в которых актер сыграл небольшие, но яркие роли. Это фильмы производства Ленфильма и Рижской киностудии: «Стреляй вместо меня», «Петерс», «На грани веков» и другие.
Фильмография
1967 — Армия «Трясогузки» снова в бою — адъютант Свиридова
1972 — Последний форт
1972 — Петерс — Александрович
1973 — Олег и Айна — Жарковский
1978 — Плата за истину — Эмиль Ру
1981 — На грани веков — Крашевский
В интервью газете „Literatūra un Māksla” (1978, 18.08.) А.Боярский рассказывал: «Каждой своей работой я стремлюсь подчеркнуть роль интеллигенции в нашей жизни. Только поймите меня правильно – я имею в виду не образование, профессию или общественное положение, а духовный мир человека, гуманность, чуткость – все то, что зовется душой. Поэтому мне близок мир Достоевского, Тургенева… Человек должен уметь жалеть других людей, понимать их. И, конечно, бороться против зла. Поэтому мне нравятся роли отрицательных героев. Тут главное – форма, острота. Одной сочной чертой, как скальпелем, вскрыть отрицательное, вызвать в зрителях чувство презрения и отвращения. Чтобы разоблачить официанта в «Утиной охоте» А.Вампилова или Мелета в «Беседах с Сократом» Э.Радзинского, надо быть беспощадным к этим персонажам. Все это надо стараться показать в синтезе. Тем же путем шли мы с режиссером и при постановке «Преступления и наказания». Увлекала мысль раскрыть трагедию Раскольникова, его падение и мнимую решимость». Личное обаяние, талант актера Александра Боярского, его умение создать психологически убедительный характер, сделали его всеобщим любимцем, его любили и коллеги, и зрители. Ему прочили блестящую карьеру. Но не случилось: Александр Боярский погиб на самом взлете, в 42 года…
Смерть на гастролях
Это случилось на одном из болгарских курортов «Золотые пески». Спектакли уже были отыграны, и коллеги Александра решили немного отдохнуть, искупавшись в Черном море. В воде у актера случился сердечный приступ, он утонул. Спасти Александра Сергеевича не удалось. Жизнь талантливого актера прервалась восьмого сентября 1980 года. Причина смерти Александра Сергеевича Боярского какое-то время не разглашалась.
Александру пророчили блестящую карьеру, но его жизнь оборвалась слишком рано. Талантливый актер прожил всего сорок два года.
Комментарии (3)