Анатолий Солоницын снимался в фильмах, которые вошли в Золотой фонд кинематографии СССР. Невероятно талантливый, всегда творчески настроенный артист работал с самыми звездными, именитыми и культовыми режиссерами того времени- Аловым и Наумовым, Михалковым, Герасимовым и Панфиловым. Заслуженный артист РСФСР (1981).
Обладатель приза "Серебряный медведь" Берлинского кинофестиваля (1981, номинация "Лучший актер).
Родился Анотолий Солоницын 30 августа 1934 году в небольшом городке Белгородске, что в Горьковской области. Род Солонициных представлен несколькими поколениями русской интеллигенции. Прадеда - Захара Солоницина - называли «ветлужским летописцем», после него осталось несколько книг. Сохранился и его автопортрет, написанный маслом на холсте. Он был не только летописцем, но и богомазом, то есть иконописцем, и довольно «знатным». За вольные мысли о необходимости переустройства государства, которыми он делился со своим другом, уехавшим в Париж, Захар Солоницин был изгнан из монастыря. Основатель починка Зотово, он каждый день ходил в церковь в Таншаево по прорубленной им же самим дороге в лесу, которая сохранилась и зовется в народе «Захарова тропа».
Необычным человеком был и дед его - сельский врач Федор Солоницын. Не каждого провинциального лекаря принимают в Нью-Йоркское гипнотическое общество. Врач, обладавший редким даром лечения людей посредством гипноза, умер в возрасте 45 лет, спасая односельчан от тифа и был похоронен рядом с ошминской церковью как почетный гражданин.
Все представители мощного рода, как и сам Анатолий Солоницын, были подвижниками: полностью отдаваясь любимому делу, они не щадили себя нисколько. Отец великолепного исполнителя роли Андрея Рублева в далекие 50-е годы работал редактором газеты «Богородская правда», затем талант его заметили, и он стал ответственным секретарем газеты «Горьковская правда», а потом и собкором «Известий».
Анатолий Солоницын при рождении получил имя Отто. Биографы Солоницына писали: "В тот год вся страна следила за подвигом героев-челюскинцев. Отец мальчика, ответственный секретарь газеты "Горьковская правда", восхищаясь руководителем экспедиции Отто Шмидтом, назвал в его честь новорожденного сына. Никто не мог предположить, что начнется война, и немецкое имя Отто станет восприниматься враждебно. Мальчик настоял, чтобы его звали Анатолием, и домашние согласились, хотя по документам он всю жизнь оставался Отто, из-за чего на почте при получении денежных переводов, бандеролей и посылок все время возникали недоразумения.
Художественной самодеятельностью Анатолий увлекся в городе Фрунзе, куда перевели отца. После окончания школы он поступил в строительный техникум, но часто пропускал занятия, сбегая в театр и кино. Юность, проведенная на заводской окраине, оставила в Анатолии умение постоять за себя. Несмотря на худобу, он отличался большой физической силой, и, когда однажды ночью на него напали на пустынной улице двое грабителей, он справился с ними без посторонней помощи. Но в обычной жизни Солоницын был чрезвычайно ранимым, наивным и искренним человеком. Сам про себя он говорил: "Я – романтик. Худой Дон Кихот, который верит в дружбу, в любовь, в честность и верность. Взамен я редко что-нибудь получаю".
Когда читаешь о том, какие величайшие артисты не поступали в престижные столичные театральные вузы с приговором «профнепригодность», то начинаешь поневоле задумываться о компетенции приемной комиссии. Ведь трижды отвергнутый ею Солоницын Анатолий Алексеевич буквально через несколько лет сам уже давал уроки мастерства студентам. Третья неудачная попытка поступления в ГИТИС заставила Солоницына отправиться в Свердловск. Чтобы не терять еще год, Анатолий Алексеевич успешно сдает экзамены в студию при Свердловском драматическом театре, которая только что открылась. После ее окончания актер остается в Свердловском театре. Здесь же, в этом городе, он получает свою первую, но главную роль в короткометражке Глеба Панфилова. Картина «Дело Курта Клаузевица» была кинодебютом молодого режиссера Свердловской киностудии. Так получилось, что первым режиссером, которого встретил актер Анатолий Солоницын, был замечательный Глеб Панфилов.
А главным в творческой судьбе актера стал Андрей Тарковский. Анатолий Алексеевич ради интересной роли, не задумываясь, менял города и театры. Выходил в те годы толстый журнал «Искусство кино», в котором ежемесячно печатали сценарии. Солоницын прочитал «Андрея Рублева» и рванул в Москву. Он чувствовал, что может и должен сыграть эту роль. Его необычная и соответствующая в данном случае внешность, да и талант настолько убедили Тарковского в необходимости снимать именно его, а не уже утвержденного Станистлава Любшина, что режиссер пошел наперекор всему художественному совету.
Для того чтобы развеять последние сомнения в правильности выбора, Андрей Тарковский обратился к специалистам по древнерусскому искусству с вопросом, кто из двадцати актеров, фотографии которых он предоставил, больше всего, по их мнению, соответствует образу Андрея Рублева. Ответ был единогласный - Анатолий Солоницын. Фильмография его, насчитывающая к концу жизни 46 прекрасных работ, была коронована этой второй, непревзойденной потом никакой другой киноролью.
Фильм вышел в 1966 году и принес Солоницыну всемирную славу. Андрей Тарковский как лучший иностранный кинематографист был удостоен финской кинопремии «Юсси». Уже отмечалось, что плохих, провальных ролей у актера не было – он был очень талантлив и одержим профессией. Но на памятных досках и на могильном камне Солоницын изображен в образе Андрея Рублева. Работа над этой ролью изменила взгляды артиста на многие вещи, в том числе и на религию.
Для режиссера же он стал своеобразным талисманом – Анатолий Алексеевич снялся потом во все его фильмах, кроме «Ностальгии», в которой из-за смертельной болезни Солоницина главную роль исполнил Олег Янковский. Даже в «Зеркале» актер был занят в специально для него придуманной роли Прохожего. Надо отдельно отметить работы в фильмах его кумира. Он создал незабываемые образы доктора Сарториуса в фильме «Солярис» (1972 год) и Писателя в «Сталкере» (1979).
Солоницын прожил короткую жизнь – ему было всего 47 лет. Он был очень порядочным, преданным, честным человеком, прекрасным партнером, умницей с замечательным чувством юмора, настоящим, в чеховской трактовке этого слова, русским интеллигентом. Любимым писателем у него был Достоевский. Для того чтобы исполнить роль автора в несостоявшейся экранизации «Идиота», артист готов был сделать пластическую операцию.
Когда Тарковский спросил у него, кого он будет изображать потом с лицом Федора Михайловича, Солоницын ответил, что потом, после этой роли, ему играть будет некого и незачем. И он в 1980 году действительно сыграл любимого классика в фильме «26 дней из жизни Достоевского» режиссера Александра Зархи. Роль принесла ему "Серебренного медведя" на "Берлинале".
Анатолий Солоницын, биография которого резко изменилась после роли Андрея Рублева и знакомства с Андреем Тарковским, становится, в сущности, киноактером. Последней его театральной ролью был Гамлет, поставленный на сцене Ленкома все тем же Андреем Тарковским. Эту роль Солоницин сыграл в декабре 1976 года. Он служил в драматических театрах Москвы, Ленинграда, Свердловска, Минска, Новосибирска и Таллина. И на сцене им были созданы несколько незабываемых образов. Кроме вышеупомянутого Гамлета, театральным событием стала роль в спектакле по пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины», поставленном Арсением Сагальчиком. Ради нее А. Солоницын на время переехал в Таллин. В кино лучшими были его работы у Глеба Панфилова в фильме «В огне брода нет» и у Никиты Михалкова в картине «Свой среди чужих». Замечательно сыграл он у Ларисы Шепитько в «Восхождении» и у Алексея Германа в «Проверке на дорогах».
Актер Анатолий Солоницын, биография которого в эти годы была насыщена любимой работой и любовью, на здоровье свое не обращал особого внимания. О степени запущенности болезни узнали случайно. В 1981 году он снимался у В. Абдрашидова в картине «Остановился поезд». По сюжету его герой журналист Малинин едет на лошади. Актер, не удержавшись в седле, при падении сильно ушиб грудь. В больнице при осмотре обнаруживают рак легких, а в Первом медицинском институте, куда актер был срочно доставлен, обнаружили, что метастазы распространились уже и на позвоночник, и процесс остановить невозможно. Работа в этом фильме становится последней значительной киноролью. В этом же 1981 году А. Содоницын получает звание Заслуженного артиста РСФСР. -
Сильно осложнило болезнь известие о том, что фильм «Ностальгия» его кумир уже снимает в Италии, а вожделенная роль отдана Олегу Янковскому. Более того, А. Тарковский не нашел ни сил, ни времени попрощаться со своим умирающим «талисманом», хотя жил в непосредственной близости. Анатолий Алексеевич велел снять портрет Тарковского со стены. Существует же пословица о том, что человек, предавший друга, не задумываясь, предаст и родину. Но, очевидно, определенные творческие личности находятся над такими понятиями, как верность и предательство. Болезнь актера стала прогрессировать, но умер он мгновенно, не испытав страшных болей - он поперхнулся кашей, которой его кормила сиделка. Похоронен актер на Ваганьковском кладбище.
Солоницын прожил 47 лет и сыграл в 46 фильмах. Для потомков он так и остался Андреем Рублевым. В нижегородской глубинке, на доме-музее, висит мемориальная доска. На ней изображен человек в монашеской одежде с ликом святого и вырезаны слова: "30 августа 1934 года в городе Богородске родился великий актер Анатолий Алексеевич Солоницын". В своем дневнике Солоницын в 25-летнем возрасте однажды написал: "Никогда не знаешь, чего тебе больше всего не хватает в жизни, и только с годами начинаешь понимать – времени". Ему очень нравились слова Достоевского: "Признак настоящего искусства в том, что оно всегда современно, насущно, полезно... Искусства несовременного быть не может. Если оно есть, то оно не искусство".
Личная жизнь актера была не менее насыщена, чем творческая. Анатолий Алексеевич был женат три раза. Во втором браке у актера родилась дочь Лариса, которая с 2014 года работает директором Музея кино. Сын Алексей, рожденный в третьем браке, сначала не пошел по стопам отца. Но сейчас и он работает в киноиндустрии. Так что творческая династия продолжается. Судьба Анатолия Алексеевича замечательно описана в произведении его младшего брата писателя Алексея Солоницына, которое называется «Повесть о старшем брате».
Источник:
Комментарии (0)