Фаина Гиршевна Фельдман родилась 15 (27) августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Родители — уроженец местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии (ныне Червенский район, Минская область, Республика Беларусь) Гирш Хаимович Фельдман (1863—1938) и уроженка Лепеля Витебской губернии (ныне Лепельский район, Витебская область, Республика Беларусь) Милка Рафаиловна Заговайлова (1872 — после 1957) — поженились 26 декабря 1889 года.
Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Белла.
На момент рождения Фаины её отец, почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии и владелец фабрики сухих и масляных красок, нескольких домов, магазина строительных материалов и парохода «Святой Николай». В 1898 году семья переселилась в заново отстроенный по заказу отца дом по улице Николаевской 12, до того принадлежавший купцу Михаилу Николаевичу Камбурову.
Дом семьи Фельдманов
в Таганроге
на ул. Николаевской (сейчас ул. Фрунзе, д. 10).
Обучалась Фаина в таганрогской Мариинской женской гимназии, так и не окончив её. В то же время она получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание: обучалась музыке, пению, иностранным языкам. Театром Фаина увлекалась с 14 лет, посещая занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга).
Фанни, как называли ее родители, с детства была закомплексованной и стеснительной девочкой. Будущая актриса имела дефект речи – она заикалась, поэтому родителя забрали Фанни из школы и перевели на домашнее обучение. Девочке очень нравились иностранные языки, музыка, пение и, особенно, книги.
Уже в свои 14 лет Фаина где-то в глубине души знала, что будет актрисой, поэтому начала брать уроки в частной театральной студии. После окончания школы в голову девушки пришла одна мысль: “В Москву, покорять сцену!” и, в 1915 году, несмотря на возражения отца, она переезжает в столицу.
Трудно понять, почему, живя без материальных проблем, Фаина чувствовала себя несчастливой и одинокой. Возможно, причина ее повышенной ранимости была в легком заикании, которым Раневская страдала с рождения. Боясь насмешек, Фаина избегала сверстников, не имела подруг и не любила учиться. «Училась плохо, арифметика была страшной пыткой. Писать без ошибок так и не научилась. Считать тоже. Наверное, потому всегда, и по сию пору, всегда без денег…» — вспоминала позже актриса.
В Москве она познакомится с Цветаевой, Маяковским и Качаловым, которые окажут и свое влияние на формирование будущей великой актрисы. Во время революции Фаина не стала уезжать из страны (хоть ей и представилась такая возможность), артистка предпочла разъезжать по всей стране, выступая в различных театрах.
Одной из первых ее учительниц стала актриса Павла Вульф, которая “подобрала” Фаину на своих гастролях в Ростове. Эта блистательная актриса стала педагогом будущей актрисы, научив ее даже из маленькой роли делать шедевр!
Публика безумно полюбила Фаину, она была тем человеком, который не боялся сказать того, что думает. Ее колкие выражения записывались и повторялись годами, не переставая вызывать смех и слезы.
Именно она назвала Новый Арбат “вставной челюстью Москвы”, а памятник на Театральной площади – “Маркс, вылезающий из холодильника” или “холодильник с бородой”.
За ее бойкой натурой прятался весьма ранимый и меланхоличный человек, который считал одиночество наразрывным спутником таланта. “Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной. Но ведь зрители действительно любят? В чем же дело? Почему же так тяжело в театре? В кино тоже Гангстеры”, – говорила Фаина.
“Я так одинока, все друзья мои умерли, вся моя жизнь – работа… Я вдруг позавидовала вам. Позавидовала той легкости, с какой вы работаете, и на мгновение возненавидела вас. А я работаю трудно, меня преследует страх перед сценой, будущей публикой, даже перед партнерами.
Я не капризничаю, девочка, я боюсь. Это не от гордыни. Не провала, не неуспеха, я боюсь, а – как вам объяснить? – это ведь моя жизнь, и как страшно неправильно распорядиться ею”.
Об актрисе ходит также несколько забавных историй: “Однажды Раневская поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел какой-то незнакомый мужчина. – Поднимите меня! – попросила Раневская. – Народные артистки на дороге не валяются!”
“Как-то в скверике у дома к Раневской обратилась какая-то женщина:
– Извините, ваше лицо мне очень знакомо. Вы не артистка?
Раневская резко парировала:
– Ничего подобного, я зубной техник.
Женщина, однако, не успокоилась, разговор продолжался, зашла речь о возрасте, собеседница спросила Фаину Георгиевну;
– А сколько вам лет?
Раневская гордо и возмущенно ответила:
– Об этом знает вся страна!”
Всю жизнь одинока
Фаина Раневская так и не вышла замуж. Как-то ее спросили, была ли она когда-нибудь влюблена. Раневская рассказала эпизод из своей юности. Она была влюблена в красавца-актера, игравшего вместе с ней в труппе. Однажды актер сказал ей, что вечером придет к ней домой. Раневская нарядилась, накрыла стол… Актер пришел пьяный и с женщиной. «Деточка, погуляйте где-нибудь пару часиков, дорогая моя», — сказал он. «С тех пор не то что влюбиться, смотреть на них не могу: гады и мерзавцы!» — признавалась Раневская.
Однако в начале 60-х годов был у Фаины Раневской период, когда она не чувствовала себя одинокой. Актриса получила письмо от сестры Беллы, которая жила одно время во Франции, а потом, похоронив мужа, перебралась в Турцию, затем, не без помощи Раневской, в СССР. Несколько лет сестры прожили вместе, но вскоре у Беллы обнаружили рак. Раневская вызывала лучших врачей, проводила с ней — уже безнадежной — ночи. Больница, операция — все было бесполезно. В 1964 году Белла умерла…
В полном одиночестве прожила Раневская последующие 20 лет. За год до смерти Фаина Георгиевна отказалась играть на сцене. «Старость, — сказала она, — вещь страшная. Болят все мои косточки. Очень устала, очень. Восемьдесят семь лет! Я не Яблочкина, чтобы играть до 100 лет. Нет, больше на сцену не выйду!»
19 июля 1994 года великой актрисы не стало, Фаина Раневская умерла после перенесенного инфаркта и пневмонии.
Комментарии (0)